Учительница первая моя... а что, если ученики становятся самыми первыми у учителя? Когда начинающий педагог переступает порог школы, он тоже делает свой первый шаг в новую школьную жизнь. Ему тоже предстоит многому научиться. С какими вызовами сталкиваются молодые педагоги сегодня, как происходит становление в профессии? Изучим это экспериментально вместе с двумя обаятельными учительницами начальных классов школ города Нефтегорска - Екатериной Алексеевной Комаровой и Лилией Ильясовной Валитовой.
Быть строгой? Легко!
В 28-ом кабинете школы №3 оживленно и шумно. На перемене каждый занимает себя: непоседы включаются в игры, наиболее прилежные ученики заполняют что-то в тетрадях, ответственные беспокоятся у учительницы о своем. Она немного выше своих подопечных, на вид - старшеклассница. Но! Уже педагог!
Наша первая героиня - Валитова Лилия Ильясовна. В ее ведении 25 мальчишек и девчонок 2 «В» класса. За плечами три года педагогического стажа и далеко идущие планы: получить высшее образование и попробовать себя в роли учителя химии. Тяга к естественным наукам - это про Лилию, но при выборе профессии между медициной и школой победила тяга к учительству. Хотя, в период обучения ей нравились и естествознание, и методика преподавания.
Урок Лилии Ильясовны начинается с наведения порядка на столе и приготовления принадлежностей. Чтобы после ничего не отвлекало от учебного процесса. Дисциплина - одно из отличительных качеств Лилии Валитовой. «Если ее класс идет в столовую, то все идут ровным строем!» - говорят о ней другие педагоги.
Наладить такой настрой в коллективе непосед непросто, потому что у ученика начальной школы вся жизнь состоит из приключений: тетрадь может куда-то «испариться» за перемену, а домашнее задание съела собака. Стоит только удивляться, сколько терпения и выдержки нужно иметь учителю. Тетрадь после найдется у соседа по парте, который вдруг обнаружит, что вместо одной своей у него вообще их целых три.
«Приведите примеры слов с сочетанием «жи-ши», - звучит голос учителя. И тут творчеству второклашек нет границ, в ход идут и «железо», и «жена». Поток мыслей ребят подстегивает азарт, и ошибки умиляют наблюдателя, Лилия Ильясовна же направляет этот бурный поток в нужное русло.
Опытный учитель или начинающий - он и артист, и воспитатель, и канатоходец под куполом... Потому что держать баланс - это профессиональная черта любого педагога. Мера между строгостью и юмором, трудом и отдыхом. Беречь эмоциональные силы нашей героине помогает готовка дома, когда она морально отдыхает.
Педагоги - люди априори очень талантливые. Многие обладают особым рентгеновским зрением, и Лилия из их числа. Не отвлекаясь от процесса обучения, окинув взглядом класс, она может увидеть, кому надо в медпункт, кого вернуть в рабочий процесс, кого подбодрить. Никаких сверхъестественных способностей. Высокий уровень эмпатии, вот в чем секрет.
В благоприятной атмосфере класса не страшно ошибаться. Звучит фраза: «К доске идет.», и строй детских рук взлетает вверх. Никто не прячется, не боится, а хочет проверить себя. Поддержать тягу к знаниям, замотивировать - черта внимательного учителя, она у Лилии есть.
Тема урока - «Диалоги и монологи», ребята разыгрывают сценки. В игре усваивается новое. А что же важнее в работе начинающего педагога, монолог держащий дисциплину и авторитет, или открытый диалог? Лилия Валитова выбирает для себя в профессии путь открытого диалога, считает, что педагог должен быть на одной волне с детьми, быть понимающим.
Большую роль в ее становлении как педагога для нее сыграли её школьная учительница по русскому языку - Светлана Александровна и наставники во время студенческой практики. Теперь она сама учитель в полном смысле этого слова.
«Обожаю такие моменты, когда ты идешь по улице без настроения и в какой-то момент слышишь, как на всю улицу раздается: «ЛИЛИЯ ИЛЬЯСОВНА!», и к тебе с улыбкой бежит кто-то из учеников. После этого настроение поднимается на весь день, и думаю, что всё не зря», - делится Лилия Ильясовна.
Если сравнивать педагогов прошлого и современности, она считает, что если раньше для работы учителям нужны были только доска и мел, то сейчас для работы педагогам нужно много технического обеспечения, ведь заинтересовать
ребёнка с каждым годом всё сложнее. У старших коллег ей хотелось бы научиться умению быстро менять концепцию урока, чтобы никто и догадаться не мог, что первоначально всё было по- другому.
В свою очередь старшие коллеги Лилии Валитовой характеризуют её как уже очень грамотного, ответственного специалиста. Седина Наталья Викторовна, наставник Лилии Ильясовны, признается: «Она мне понравилась изначально. Лилия Ильясовна отличается большой добросовестностью и прилежанием, что редкость для молодых педагогов, не всем это свойственно. Она горит работой, всегда тщательно готовится к урокам: разрабатывает карточки, готовит распечатки. Как наставник, что- то порой я перенимаю у нее. На уроках дети ее слышат, это тоже показатель, не у каждого начинающего педагога это получается. Чтобы держать в поле зрения все 25 человек на протяжении урока - это приходит со временем».
Такая высокая оценка корифея - хороший знак и подтверждение: Лилия Ильясовна Валитова на правильном пути.
Задачка со звёздочкой
У Екатерины Алексеевны Комаровой из школы №1 урок математики. Ее подопечные чуть постарше, это чувствуется сразу: усидчивые, вдумчивые, но также рвутся к доске проявить себя. У учеников старших классов - это более редкое явление, младшие тягу к знаниям проявляют по-другому. И важно это стремление поддержать.
Педагогический стаж Екатерины Комаровой - 2 года. Ещё с детства она хотела попробовать себя в этой профессии, играла в школу, и часто задавалась вопросом: «А каково сейчас учителю?», еще не подозревая, что тоже когда-нибудь окажется в этом амплуа. После работы в летнем лагере обычный интерес перерос в желание учить детей, помогать им раскрывать в себе что-то новое. Сейчас Екатерина во многом опирается на опыт своей мамы, она с самого детства в педагогике.
«Я люблю свою работу за моменты, когда ты заходишь в школу, а дети бегут навстречу, обнимают и дарят разные записочки. Перед собой ставлю цели: привить своему 3 «Б» желание получать ещё больше знаний, то есть любовь к образованию; попробовать себя в преподавании изобразительного искусства в старших классах. Считаю, что педагог должен быть понимающим и справедливым», - делится Екатерина Алексеевна.
Родители учеников говорят о ней: «Нам с ней очень повезло, потому что рядом с нашими детьми самая добрая, красивая, умная и справедливая Екатерина Алексеевна. Ее свежие идеи всегда находят отклик у детей и родителей. Ребята тянутся к ней. К каждому ребенку у нее свой подход. Мы, родители, поддерживаем все ее начинания».
Такие слова говорят о большом доверии и уважении. Класс Екатерина Алексеевна Комарова взяла в середине года, переняв уже сложившийся коллектив от другого учителя. Это задачка со звездочкой. Настоящий вызов для любого педагога. Катя справляется. Она любит детей, а они её. Эти дети навсегда останутся для нее особенными в ее профессиональной летописи. Потому что это ее первые подопечные, с кем предстоит еще много открытий и на страницах учебников, и внутри себя.
Подробнее читайте в газете "ЛУЧ" №36 от 13.09.2024г